14:37
Пробки:   2
$
81.4933
92.8370

Что бьет по книжному бизнесу в России

5 апреля 2017
2146
7 мин.
На выходных в Подмосковье прошел главный слет фантастов в России – РосКон 2017. На его примере весьма отчетливо видно причины проблем книжного рынка. Причем не только отечественной фантастики.

Сказать по правде, книжный бизнес в России переживает не лучшие времена. Возьмите хотя бы международную книжную выставку-ярмарку 2016 в Москве – стендов было чуть ли не в 2 раза меньше, чем в 2014. Посмотрите на тиражи даже известных авторов – 15 000 экземпляров уже считается удачно проданной книгой! А ведь еще 10 лет назад тиражом в 30 000 экземпляров никто бы и не подумал хвастаться.

И, если мы говорим о бизнесе, вы наверняка уже посчитали, что при цене книги в магазине в 350-400 рублей (а отпускная цена на 40% ниже), на таких тиражах особо не заработаешь.

Конечно, можно найти обычные проблемы в этом бизнесе, которые встречаются в любой другой сфере. Где-то хромает наем персонала, где-то его подготовка, где-то редакторы и типографии дают маху. Но есть одна область бизнеса, которая напрочь отсутствует в отечественном издательском деле. Точнее она вроде бы есть, но работает ужасно.

Это маркетинг, продажи и работа с постоянными клиентами.

Когда вы последний раз участвовали в опросе по книгам? А ведь это первая часть маркетинга! Сначала проводятся опросы, потому уже делается все остальное. Посмотрите, что издают издательства и как они это делают – в основном издают то, что «уже покупают». Получается, что новичкам в этом деле не место – их же не покупают.

Тут стоит отметить, что маркетолог или продавец, который может продать только то, что уже продается – это не маркетолог и не продавец. В первую очередь потому, что если он идет в фарватере трендов, то он не знает что продается! Он думает, что продается писатель, или серия, или жанр. Но так ли это? Возможно, для читателя решающим фактором при покупке книги стала обложка, или большое количество боевых сцен, или постельные сцены, или внутренний мир героя.

Функция маркетинга, как ее довольно точно описал классик менеджмента Л. Рон Хаббард «формирование идеи конкретного продукта, его упаковка и передача в руки публики. Это означает подготовить продукт, доставить на рынок, и разместить его там таким образом, чтобы добиться максимально возможного сбыта и максимального отклика».


То есть в идеале это должно выглядеть так – редактор приносит книгу маркетологу, и говорит «Это отличная книга! Мы ее берем». Маркетолог просматривает книгу, берет результаты опросов по этому жанру (например, боевая фантастика), видит, что боевую фантастику любят (к примеру) за хорошие драки, описание оружие, присутствие женщин, которых добивается главный герой. Тогда этот маркетолог отправляет дизайнеру задание, в котором указывает, что главный герой описан на такой-то странице, действие происходит в будущем, на обложке должен быть главный герой с крутым оружием, на фоне должна быть девушка, которую он защищает и все это должно быть довольно ярко.

Он одобряет финальный макет, определяет по результатам других опросов и исследований идеальное время для презентации книги фанатам боевой фантастики, лучший магазин для этого (или выставку), организует мероприятие, подключает отдел PR, который приводит туда соответствующих журналистов. После этого он договаривается с магазинами о соответствующей выкладке этого товара, организует тур по основным городам страны для автора, и вуоля – издательство продает хороший тираж.

Но происходит все совсем иначе. Есть некоторый карго-культ в издательствах, где известных писателей возят на выставки и презентации, на обложки лепят оружие и девушек (порой полуобнаженных), и выжимают из авторов продолжение тех циклов книг, которые продавались раньше. Почему карго-культ? Потому что нет опросов и понимания ситуации. Это делается просто потому что «надо» и делается довольно топорно.

Почему РосКон был показательным? Потому что на нем не было вручено ни одной стоящей награды за дебют. Если же посмотреть тиражи книг, которые получили награды, то становится очень грустно – 7000 экземпляров по сегодняшним меркам – это хороший тираж. И авторы, которые еще 7 лет назад ходили с гордым видом и уверенность в глазах, сегодня сникли, и либо стали много пить, либо активно ищут способы заработать.

В защиту маркетологов крупных издательств можно сказать две вещи. Первая – их порой очень мало, а издают разных книг очень много. И получается, что одному маркетологу нужно вести по 30-40 книг одновременно. Делать это качественно невозможно в силу таких естественных причин, как время в сутках. По этому, даже самые профессиональные из знакомых мне маркетологов российского книжного бизнеса успевают хорошо проработать лишь небольшой объем авторов, которые, как правило, являются топовыми. Тут нужно пересматривать строение данных отделов в принципе и делать довольно жесткую сегментацию: этот маркетолог занимается новичками, этот средними авторами, эти 3 маркетолога занимаются вот этими 10 топовыми авторами и только ими. А руководитель отдела проводит общий надзор и коррекцию.

Опять же – почему бы не издавать меньше шлака, но сосредоточить усилия на увеличении продаж стоящих книг? Это же выгоднее.

Второй момент – это точка зрения авторов, что они творцы и больше они ничего делать не должны. Это наследие советских времен, и это одна из негативных частей этого наследия. Когда писатель сидел на окладе + премия за напечатанную книгу, в условиях плановой экономики, ему нужно было только писать книги и уметь договариваться с Союзом Писателей. Но в последние 25 лет ситуация сильно изменилась. Союз писателей больше не платит оклады, экономика теперь не плановая, а капиталистическая и чтобы деньги появлялись, их нужно заработать. Так вот, автор должен принимать в этом хотя бы минимальное участие – общаться с аудиторией, уметь быть с ней в контакте и продвигать себя.

И в этом плане приятно видеть, что появляется поколение новых авторов. Это молодые ребята, жадные до знаний и с огоньком в глазах. Приезжая на слет фантастов, они не ждут банкета, чтобы на нем выпить, а ищут новые контакты, записывают видео интервью и решают вопросы издания своих книг и их продвижения. Их социальные сети наполнены жизнью и сообщениями. Пусть не всегда идеально выверенными, но зато живыми и постоянными, что для рядового читателя порой даже важнее.

Но им тяжело, потому что в издательствах все еще сидят маркетологи, которые хотят продавать старых уже не продающихся авторов, которые не умеют и не хотят проводить массовые опросы, не используют правильные «кнопки» в обложках и названиях, и не умеют выстраивать рекламные кампании.

Интересно, но в такой же ситуации были американские писатели 30-х годов ХХ века. Надо было либо очень много писать и очень активно работать с аудиторией (это все при условии хороших текстов), либо шансов заниматься этим профессионально не было вообще. Роберт Хайнлайн, Рей Брэдбери, Роджер Желязны, Айзек Азимов – все они писали тонны страниц текстов! В противном случае они не смогли бы выжить в принципе.

Тот же Рон Хаббард, был очень показательным примером из этой плеяды авторов. Первоначальная известность пришла к нему благодаря очень живым и ярким рассказам в жанрах фентези, мистики, детектива и вестерна, которые он писал по несколько штук в месяц. Позже к этому добавилась крупная форма и фантастика. Так вот, в статье «Фабрика рукописей» Хаббард говорит о том, что писатель должен не только писать книги, но быть для самого себя еще и рекламным отделом, осуществлять связи с общественностью, контроль качества и решать вопросы сбыта своей продукции. И только в этом случае у него есть шанс хоть куда-то пробиться.

В русской литературе сегодня все очень похоже – нужно очень активно общаться с аудиторией, создавая ее для себя самостоятельно. В идеале, научиться монетизировать данный процесс самому (через разные сервисы в интернете), и тогда уже идти в издательство со своей книгой. Но, опять же – попав в издательство, работать над продвижением и рекламой нужно будет не меньше, так как, к сожалению, сегодня с продажей книг вам в издательстве особо не помогут.

Будем надеяться, что скоро что-то поменяется, и издательства смогут не только публиковать достойные книги, но и обеспечивать нормальный заработок стоящим писателям. В принципе не так уж и много для этого нужно.

Артём Кузнецов

Персоны0 в новости

Раздел

Новости по теме

Множество весьма умных людей написали гору советов о том, как стать профессионалом. Однако один фактор редко получает достаточно внимания. Хотя, на мой взгляд - это не просто важный, а ключевой фактор успеха. Если человек обладает этим качеством - он...
15 января 2024
30 октября компания Apple представила новые MacBook и iMac, обозначив презентацию, как «страшно короткую». И действительно, презентация заняла всего 30 минут. Что показали и стоит ли срочно бежать за новыми яблочными компьютерами. Отличн...
1 ноября 2023
Продолжаем рассуждать на тему обмана в сфере PR, и как с ним бороться. В прошлой статье мы разобрали случаи, когда человек просто непродуктивен. В этой статье разберем ситуации, которые по-настоящему опасны. В прошлый раз мы разбирали случаи, которы...
14 августа 2023
Существует такое явление, как «ошибка выжившего», которое принесла не мало проблем разным людям. В том, что касается организации и PR есть нечто похожее, что можно назвать «ошибкой справившегося». Давайте разбираться — п...
25 августа 2022
В начале декабря состоялась презентация смартфона компании Яндекс, обладающего средними характеристиками, средним дизайном и средней ценой. Так зачем нам такой смартфон и зачем он самому Яндексу? Итак, по уже существующей маркетинговой традиции ро...
18 января 2019
В прошлой статье мы рассмотрели как стать экспертом, используя знания в своей отрасли и регулярные контакты со СМИ. В этой статье поговорим о том, как удержаться в этом статусе, даже если вашу репутацию пытаются уничтожить конкуренты. Возможно, пр...
29 ноября 2018

Последние новости

В России из-за увеличения расходов в первом квартале дефицит бюджета вырос до 2,2 трлн рублей. Владимир Путин озвучил полученные данные на совещании по вопросам, касающимся экономики. «Конечно, мы должны иметь в виду, и мы знаем об этом, что у...
2 мая 2025
В России для привлечения инвестиций снизят административные барьеры для бизнеса. Благодаря этому страну для локализации производств начнут чаще выбирать иностранные компании. Данные озвучил Михаил Мишустин, занимающий должность премьер-министра. Миш...
1 мая 2025
Ингосстрах Банк стал участником Национальной коллекции платежных карт России. Фонд пополнили образцы как новых, так и архивных карт с дизайном банка. В платежных картах отражены ключевые элементы фирменного стиля с узнаваемыми графическими элементам...
30 апреля 2025
Владимир Путин завершил официальный визит в Волгоград встречей с Андреем Бочаровым, прошедшей в здании правительства. Первым делом губернатор выразил президенту РФ благодарность за посещение региона в преддверии Дня Победы. Губернатор доложил о стаб...
30 апреля 2025
В России из-за критики Владимира Путина вводится запрет на баснословные дополнительные комиссии банков, но он не помешает выдавать льготную ипотеку. Соответствующее заявление сделал Антон Силуанов, возглавляющий Министерство финансов. Силуанов объяс...
30 апреля 2025
Ингосстрах Банк улучшил позиции в медиарейтинге российских банков и занял 19 место по итогам марта 2025 года, свидетельствуют данные независимой системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия». Это наилучший результат за время исследования...
29 апреля 2025
Рейтинг компаний

Общественная редакция в Волгограде

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8207675983
Умерли за год
19788221
Родились за год
48682526